Гурджиевские Движения - медитация с открытыми глазами .
В этой работе хотелось бы отразить влияние осознанных движений , коими являются Гурджиевские Движения, на работу мозга и всю психофункциональную систему человека, практикующего те или иные способы медитаций .
Гурджиевские Движения - результат Работы всей жизни
Г.И. Гурджиева, которая была связанна с погружением в учения разных восточных и западных Традиций , что объясняют законы мироздания , а также бытие человека , его роль в мире и структуру его сознания …Поэтому Гурджиевские Движения, как и медитацию , с уверенностью можно назвать научнообоснованным методом внутренней работы человека, посредством которого
происходят не только значительные изменения в структуре мозга , влияющие на его качественную работу и коммуникацию с миром, но и отражает также его прямое влияние на биологические процессы, которые критически важны для физического здоровья человека.
Древние китайцы говорили, что человек - это возничий, управляющий колесницей, в которую впряжена четверка лошадей. Если быть точнее, человек - это вся эта конструкция целиком, вместе с колесницей и лошадьми.
Древняя колесница была невероятным сооружением, она состояла из двух громаднейших (практически в человеческий рост) колес, между этими колесами закреплены несколько жердочек, на которых и стоял возничий. В руках у него были вожжи - "пульт управления" четырьмя мощными лошадьми.
На Руси же считали , что Душа человека соткана из трех сил , посредством которых она взаимодействует с собой и с окружающим миром: мысли, чувства и телесные ощущения.
Эта притча о колеснице, лошадях и возничем хорошо иллюстрирует природу человека , как трехмозгового существа, а также демонстрирует проблемы, возникающие от недостаточного развития каждого из трех типов мозга и от их неуравновешенности.
Душа , подобна седоку , несомому колесницей материального Тела, где Разум - возничий , Ум- вожжи, а Чувства- лошади. Так душа наслаждается или страдает, будучи связана с умом и чувствами.
«Разум — ближайший сосед Души. Наполняясь вожделением, он заставляет душу принять ложное эго и отождествляться с материей, а значит с умом и чувствами».
В материальном мире живое существо находится в полной власти собственного ума и чувств .
Если колесница плохо управляется разумом, это путешествие становится опасным для седока ( для Души) . Если возница не знает интересов седока, то седок (душа) становится лишним в этой колеснице тела. Так как его желания игнорируются, то он страдает на протяжении всего жизненного пути.
Работа над собой должна начинаться с возницы. Возница — это Разум .
Для того, чтобы слышать голос Души , возница прежде всего не должен спать, т.е. ему необходимо пробудиться.
Затем может оказаться, что Душа говорит на таком языке, которого возница не понимает.
Возница должен научиться этому языку, чтобы посредством возжей ( ума ) учиться управлять лошадьми . Ибо какая польза в его понимании, если он ничего не умеет делать?
Ум должен научиться управлять чувствами и эмоциями, ведь они всегда увлекают тело за собой.
Именно в таком порядке должна происходить работа самовоспитания ( так считал Г.И.Гурджиев )
«…идея Гурджиева о человеке, как трехмозговом существе, определяет наличие трех основных типов реагирования : интеллектуального, как мы обычно понимаем его, эмоционального и телесно-инстинктивного».
Термин «триединый мозг» вошел в обиход во второй половине двадцатого века:
Мозг развивался путем наращивания эволюционных слоев — вначале «рептильный слой», затем «слой млекопитающих» и, наконец, «человеческий».
«Расположенные в самом основании мозга мозжечок и ствол должны были отвечать за основные функции, такие как равновесие и регуляция деятельности внутренних органов. Полагали, что это — «рептильная» часть мозга, наследство наших далеких предков. Находящийся выше средний мозг ( лимбическая система ) — поддерживает множество функций, включая эмоции, поведение, долговременную память и обоняние. Эмоциональная жизнь в значительной степени сосредоточена в лимбической системе и она критически помогает формированию воспоминаний, опыта. Считалось, что это «слой млекопитающих».
А над ним расположена кора головного мозга — область мыслей и высших психических функций, которые и отличают людей от прочих живых существ. Эта схема, известная под названием «триединый мозг»,
В связи с конецпцией «триединого мозга»
развитие индивида повторяет путь развития типа, класса или вида… Так, человеческий эмбрион сначала похож на эмбрион рыбы, затем рептилии и так далее — до тех пор, пока не проявится его принадлежность к роду людей».
Цель Гурджиевских Движений сильно пересекается с целью медитации, клинической психологии, психиатрии, профилактической медицины и образования. Согласно результатам исследований (которых становится всё больше), все эти методы являются эффективными при лечении депрессии и хронических заболеваний, а также способствуют развитию общего ощущения благополучия.
Эти данные подтверждены результатами нейронаучных исследований, которые доказывают: мозг взрослого человека претерпевает глубокие изменения в результате любой повторяющейся практики — например, когда мы учимся жонглировать или играть на музыкальном инструменте. Уместным было бы сказать , что Гурджиевские Движения попадают в разряд таких практик .
У практикующих медитативные техники мозг обретает свойство нейропластичности. Области мозга, отвечающие за движения практикующего, увеличиваются всё больше и больше по мере освоения движением и обретения, необходимого для его выполнения, состояния концентрации внимания .
Состояние концентрации внимания - состояние , при котором в окружающей среде ничего не меняется, но сам практикующий управляет своими психическими процессами, порождая специфический внутренний опыт, и этот опыт влияет на работу мозга и изменяет его структуру. На данный момент появляется все больше доказательств того, что медитация и другие методы управления вниманием могут изменять нейронные контуры, что благотворно влияет не только на мозг и на разум, но и на весь организм человека.
Гурджиевские Движения также являются эффективным инструментом развития основных человеческих качеств, таких как более устойчивое и ясное сознание, эмоциональное равновесие.
Практика Гурджиевских Движений создает условия, в которых
человек научается фокусировать внимание на текущем моменте и сохранять бдительность, несмотря на возникающие отвлечения.
Гурджиевские Движения можно назвать практикой внимательности или практикой открытого присутствия, когда практикующий становится менее эмоционально «реактивен», так как лучше осознаёт возникающие в настоящий момент эмоции, мысли и ощущения — и этот неконтролируемый водоворот больше не захватывает его и не истощает его психику.
Ведь в ходе Движений практикующий от момента к моменту остаётся внимательным ко всему, что возникает здесь и сейчас ( музыка , счет , движения разных частей тела , синхронное взаимодействие с другими участниками группы ) , не фокусируясь ни на чём конкретно , повышая таким образом качество и объем внимания .
Нейроучёные не так давно начали изучать, какие процессы происходят в мозге в ходе различных видов медитации. Они изучали МРТ-сканы мозга практикующих, пытаясь понять, какие нейронные сети активируются в процессе концентрации внимания .
Исследователи обнаружили и зафиксировали несколько фаз внутренней работы практикующих :
1) момент, когда ум практикующего отвлекается;
2) момент, когда практикующий начинает осознавать отвлечения;
3) момент, когда практикующий перенаправляет внимание обратно; и
4) возобновляет концентрацию внимания.
Каждая из четырёх фаз задействует определенные нейронные сети.
На первом этапе, при появлении отвлечений, увеличивается активность обширной «заданной сети» (default mode network, DMN).
Эта сеть включает в себя медиальную префронтальную кору, кору задней части поясной извилины, предклинье, нижнюю теменную долю и боковую височную кору.
Как известно, «заданная сеть» начинает активироваться тогда, когда наш ум блуждает, а также она играет главную роль в формировании внутренней модели мира, которая строится на базе долговременных воспоминаний о себе и других.
- Вторая фаза — осознание того, что ум отвлёкся — активирует другую область мозга: переднюю островковую долю большого мозга и переднюю поясную кору, так же известную как «сеть выявления значимости» (salience network, SN).
Эта сеть отвечает за субъективное восприятие чувств, из-за которых, к примеру, мы отвлекаемся в ходе практики, а также за нашу способность находить и замечать новые объекты и события. Похоже, что в процессе концентрации внимания именно эта сеть регулирует активность нейронных ансамблей, из которых состоят крупные нейронные сети мозга. К примеру, благодаря ей мы можем заметить, что ум блуждает, и выйти из этого состояния.
Третья фаза задействует дополнительную область, в которую входит дорсолатеральная префронтальная кора и боковая нижняя теменная доля, и практикующий разтождествляется с отвлекающими стимулами и «возвращает» внимание обратно.
Наконец, в последней, четвертой фазе, дорсолатеральная префронтальная кора продолжает сохранять высокий уровень активности, в то время как внимание практикующего остаётся направленным прямо на объект — на заданную опору .
"ПОЧЕМУ ДВИЖЕНИЯ?
Мы не спрашиваем себя, почему Гурджиев представил Движения как одну из наиболее важных практик для проживания его учения. Почему Движения? Какие-то Движения воплощают Высшее знание, представляя законы. Другие были даны просто потому, что его ученики нуждались в них для определенной работы. В некоторые периоды Гурджиев посвящал Движениям по несколько часов каждый день, адаптируя их, чтобы они соответствовали фазам работы...
Упражнения требуют управляемого внимания, которое следует определенному пути. Это приводит к качественно иному переживанию, которое позволяет ученику лучше понять и увидеть, как найти это качество в жизни. В то же время, работа с Движениями позволяет получить прямое переживание законов преобразования энергии. Это включает символ Эннеаграммы, который, по словам Гурджиева, было почти невозможно понять без чувства, полученного при участии в Движении, основанном на нем...
Существует энергия, которая исходит из высшей части разума. Но мы не открыты для нее. Это сознательная сила. Внимание является частью этой силы, которая должна быть развита. Без этой силы я исчезаю, и мои движения являются автоматическими. Голова может понять, но не тело. Тем не менее, тело должно чувствовать эту силу. Тогда оно будет подчиняться, напряжения уйдут, а движения могут стать свободными. Тогда я не буду исчезать, и движения не будут автоматическими.
Осознание движения требует тотального внимания. Качество этого внимания призывает нас испытать целостное Присутствие. Это идеальное внимание является возможностью, данной Природой. В момент конкретного движения, мы больше не думаем о прошлом движении или о будущем движении. Мы не пытаемся выразить форму движения, отношение, которые мы сами накладываем на него. Мы полностью внимательны к энергии, которая должна быть свободной, чтобы остаться в теле определенным образом. Каждый может узнать это, только подвергая себя этому.
Движения могут показать нам, как находиться в жизни, как испытывать Присутствие и в то же время более свободно идти к утверждению. Вместо бесконечных реакций, условных рефлексов нашего автоматизма, существует возможность действия, вытекающего из видения, из высшей сознательной силы. Движения являются способом проживания идеи Присутствия. Одной идеи не достаточно. Должно быть действие, приносящее энергию, о которой мы говорим. Через Движения, когда все энергии ( мысли , чувства , действия ) внутри нас становятся связанными, создается новая энергия. Мы можем почувствовать её. Она имеет другое качество, другую силу, и сознание, которого у нас обычно нет. Эта энергия идет из разума, из высшей части моего сознания, где есть разум, способность видеть.
Нужно быть связанным с этой частью сознания.
Тогда будет видение, которое является абсолютно чистым.
Я вижу себя.
Я вижу других людей.
Я вижу то, что есть, очень четко, без реакции.
Я вижу себя такой, как я есть..."
———
Из книги « Реальность бытия»
ЖАННА ДЕ ЗАЛЬЦМАНН
Гурджиевские Движения являются катализатором внутренней трансформации.
Они знакомят нас как с художественной, эстетической чувствительностью, так и с научными знаниями.
Они предлагают уникальную возможность для оживления и общения с другими, открывают дверь к свободе от нашего автоматизма, к глубокому исследованию неизвестных возможностей внутри себя
Они пробуждают тоску по миру внутренней реальности, где красота не отличается от истины, эмоция от интеллекта, тело от духа, радость от боли, где человек мог бы чувствовать связь со всем своим Существом.