Уже более десяти лет я работаю инструктором по йоге, сначала в фитнес центре, позже в Йога студии. В своей профессиональной деятельности я, как и большинство моих коллег, сталкивалась с усталостью, а иногда и выгоранием, состоянием, когда как будто тебе ничего дать людям, которые приходит к тебе на класс. И здесь я имею ввиду не последовательность асан, а то состояние, которое я, как инструктор, считаю самым важным итогом класса. Когда практикующий выходит из зала не просто с гармонично проработанным телом, но с ощущением тишины и покоя в уме.
Когда я сама проходила обучение, мой основной преподаватель предлагал нам, как рабочую схему, плотную и очень интенсивную последовательность асан, заканчивающуюся дыхательными и медитативными практиками, в которых подавляющее большинство практикующих просто засыпало. Происходило то, что Леонид на курсе называл запредельным торможением нервной системы и далее, подмена понятий, когда полученное состояние сознания называлось «состоянием Йоги». Да, перезагрузка наступала, мысленный диалог тормозился или останавливался, но ясность отсутствовала и
ценой этого торможения было «разбитое» состояние до конца дня.
Теперь понятно, как именно срабатывал принцип конкуренции. Интенсивная физическая нагрузка приводила к возбуждению симпатической нервной системы, а, так как
интенсивность до конца класса сохранялась, промежуточной шавасаны или других поз отдыха, типа позы ребенка, предусмотрено не было, и симпатическая нервная система не активизировалась до самого конца занятия. Человека просто выключало в конце класса.
Не было тренировки на переключение из одного состояния в другое. Косвенным подтверждением неэффективности этого подхода в долгосрочном периоде являлась большая текучка практикующих на занятии.
И здесь я бы сразу хотела сказать о том, как курс повлиял на мое видение составления последовательности асан на классе. Можно примерно представить такую последовательность как синусоиду, где более длительные периоды активности перемежаются с периодами расслабления. И во время этих пауз, я дополнительно акцентирую внимание практикующих на тех процессах, которые происходят в их теле и уме. Например, на вытяжение поясницы в позе ребенка, естественном замедление ритма дыхания, приятном ощущении от расслабления мышц.
Такое чередование активизации симпатики и парасимпатики на классе не только дает своего рода тренировку нервной системе, но позволяет наработать большую чувствительность к телу и происходящим в нем процессам. А такого рода чувствительность я считаю одним из важнейших аспектов счастливой и сбалансированной жизни.
Что я еще заметила. В конце класса я предлагаю своим практикующим побыть в медитации какое-то время или сразу опуститься в шавасану. И стало наглядно видно, что после изменения алгоритма класса, все больше практикующих стало выбирать для себя
оставаться в медитации еще на десять-пятнадцать минут. Субъективно, мне говорят, что состояние после класса более глубокое и умиротворенное.
Могу сказать также, что изменился подход к моей личной практике. Я три раза в неделю тренируюсь с небольшими весами, в динамическом и статическом режиме, простые, базовые упражнения, такие как приседания, отжимания, планки, работа с резинками и т.д. До курса я переключалась с одного упражнения на другое, на разные группы мышц, но тем не менее без отдыха. В какой-то момент обучения, в свою практику я также добавила паузы между подходами, да время тренировки немного увеличилось, но и эффективность выросла. Например, общее количество приседаний за тренировку выросло с 250 до 300-350. И, субъективно, после тренировки я чувствую приятную усталость, но не измотанность и желание полежать.
Еще одним существенным изменением в моем преподавании стало то, что теперь и во время той части класса, которая посвящена медитации, я большее внимание уделяю практикам расслабления. В основном даю расслабление с опорой на дыхание. И я стала замечать, что с на мягком, расслабленном теле другие техники лучше воспринимаются практикующими. Например, дыхательные техники, такие как капалабхати, выполняется легче и спокойнее, в Нади Шодхане увеличивается длина вдоха и выдоха.
Самый приятный, хотя и ожидаемый уже эффект, был с такими практиками концентрации, как Чакра Дхарана, чувствительность на фоне расслабления возрастает, а концентрация удерживается легче.
Могу также сказать, что и моя личная практика поменялась. Я более десяти лет являюсь ученицей Шри Шайлендры Шармы практикую Крия Йогу. Моя практика довольно длительная, около трех часов в день. Не раскрывая деталей практики, могу сказать, что она включает в себя дыхательные техники(пранаямы) и концентрацию. После курса, так как я дополнительно занималась медитацией, по «Золотой коллекции» и в рамках самого курса, хотя это было совсем не просто по времени, могу сказать, что моя чувствительность к ощущениям во время практики тоже выросла, как будто стало больше удовольствия от самого процесса.
Пока не могу точно сказать, но есть ощущение, что длительность задержек дыхания тоже увеличилась.
Условно негативным моментом стало то, что теперь, когда я очень устаю, я иногда позволяю себе пропустить практику, сделать ее ментально, понимая, насколько важно для тела и ума достаточное количество сна. Обычно на следующий день после этого, практика ощущается более глубокой и ум в ней спокойнее. Хотя, возможно, я всего лишь потворствую своей лени, но мне кажется что такой, более мягкий и гибкий подход к практике, лучше сработает в долгосрочной перспективе, и позволит сохранить практику в независимости от внешних обстоятельств.
Еще несколько лет назад, наблюдая за своим умом и тем, как он взаимодействует с внешним миром, я столкнулась с тем, что основной проблемой, мешающей жить, был сложившийся стереотип негативного мышления, с который я также замечала и у, пожалуй, большинства моих практикующих.
В какой-то момент стало понятно, что начинать надо с себя. Практика показала, что здесь работает последовательная и регулярная активация центров положительных эмоций. В течении нескольких месяцев я ежедневно записывала в телефон от семи до десяти и более моментов дня, когда я ощущала радость.
Обращая внимание на любую мелочь и уделяя внимание разнообразию источников, так чтобы в ощущении удовольствия были задействованы все органы чувств. Такие записи включали в себя удовольствие от чашки кофе(вкус, запах, ощущение тепла), от встречи с другом(тактильная радость, доверие, расслабление), радость движения(ощущение силы в мышцах, чувство удовлетворения). Через какое-то время этот процесс стал почти автоматическим и мой ум научился замечать и находить радость во множестве источников. И даже в негативной ситуации проще переключаться на поиск
позитива. Побочным итогом этой практики стало то, что приятные ощущения стали более яркими и утонченными.
И да, гораздо проще почувствовать детали и нюансы ощущений на фоне расслабления. Благодаря курсу эта практика стала быстрее и успешнее потому, что, к радости, от взаимодействия с внешними источниками, добавился поток очень приятных ощущений от тела, что-то похожее на более длительный процесс засыпания, когда тело расслабляется все больше и больше.
Сюда же добавилась визуализация, когда благодарность за переживаемые радостные моменты направляется к собственному духу и духовным учителям. Эта практика хорошо перекликается с той традицией, к которой я принадлежу и помогает поддерживать позитивный настрой в практике. Более того, сама эта практика стала настоящей практикой самосознания, самоисследования.
По итогу курса самым заметным результатом я могу назвать то, что стала мягче, более расслабленной и, однозначно, более счастливой. Моя личная практика и моя работа, как преподавателя, стала более гармоничной и осознанной. Исследование продолжается и мне стало еще интереснее в самом процессе. Спасибо!