- Конфликт "интересов" в практике.
- Боль и ее влияние на психическое состояние человека. Обучаемость.
- Дискомфорт.
- Дифференциация дискомфортных состояний и их коррекция в процессе медитации
- Срединный путь.
Боль и иные дискомфортные состояния часто рассматриваются как неотъемлемые составляющие не только физической практики (йога, бег, силовые упражнения), но и практики медитации. В личной практике, а тем более в ретритных центрах, практика медитации сопровождается длительным неподвижным сидением без возможности сменить позу (чаще на полу). Это создает определенную нагрузку на организм, связанную с хроническим мышечным напряжением и, как следствие, болевыми ощущениями.
К тому же, в современном мире не так много людей с хорошей физической подготовкой, гибким и здоровым позвоночником, а также привычкой длительно сидеть на полу с согнутыми коленями и прямой спиной (как в странах, где еда на полу и положение со скрещенными ногами является культурно обусловленным).
Получается, что современный человек с межпозвонковыми грыжами и другими травмами позвоночника, колен (часто не диагностированными) итп, которые неизбежно накапливаются в течение жизни и связаны с прямохождением и постоянной осевой нагрузкой, во время практик медитации попадает в заведомо не благоприятные для себя условия. И в практике неизбежно начинает испытывать боль.
В древних текстах описывается практика более ограничивающая, суровая, подразумевающая некоторые аскезы, включая отношение к болевым ощущениям (изначально ориентированная на монахов).
Вот и возникает конфликт “интересов” несовершенного здоровья современного человека и традиций древних школ, где нужно соблюдать дисциплину. От учителя могут быть получены рекомендации продолжать практику, несмотря на болевые ощущения. Что будет травмирующим не только для физического здоровья человека, но и для внутреннего состояния (раздражительность, нестабильность эмоций, отсутствие радости и удовлетворения от практики, плохая обучаемость, длительная боль может привести даже к депрессии).
После таких болевых занятий в лучшем случае обучающийся забросит практику. Мозг создаст завесу от травмирующего события и усвоение нового будет прекращено.
Поэтому очень важно, особенно на первых порах знакомства с медитацией, создать бережное, комфортное для тела и ума поле для усвоения практики. Это называется положительным подкреплением при обучении, когда формируется благоприятный гормональный фон и ощущение удовлетворения от занятий у учащегося. В результате новые навыки внедряются легко.
Тем не менее, в процессе обучения каждый ученик неизбежно сталкивается с различными дискомфортными состояниями в теле. От желания почесать ухо до затекшей ноги. И с такими состояниями его важно научить работать. В противном случае внимание будет оставаться нестабильным и не позволит продвинуться в практике.
Обсуждая любые состояния тела, я говорю ученикам, что это всегда Ощущения. Приятные /неприятные и насколько интенсивные по шкале - уже следующий вопрос.
Важно принять все происходящее в теле как набор различных ощущений и смотреть на это с интересом исследователя.
Далее, заметив у себя первый позыв среагировать на это ощущение, остаться в позиции наблюдателя и дать возможность ощущению пройти самостоятельно (непостоянство, аничча).
Если дискомфорт не проходит, есть еще несколько алгоритмов работы с ним:
- отделить дискомфортное состояние в теле от эмоциональных реакций на него (не нравится, хочу прекратить, бесит, страшно что это…)
- попробовать разделить дискомфортные ощущения на составляющие (давление изнутри, покалывание, зуд, отекание, распирание, жжение итп)
- дать внимание этому ощущению, не отстраняться от него, а попытаться вглядеться в самую глубину, постепенно, слой за слоем убирая поверхностное напряжение.
- медленно, не выходя из практики, попытаться поменять позу или совершить какое-то действие, чтобы дискомфорт ушел.
Таким образом, вопросы дискомфортных состояний и боли всегда проявляются при освоении медитации, поэтому стоит уделить этому особое внимание на первых порах. Можно посвятить несколько начальных занятий исследованию дискомфортных состояний ученика и выработке навыка верно на них реагировать.
При этом, срединный путь -отличный принцип при обсуждении боли и дискомфорта. Потому то при резкой боли и длительной интенсивной, с которой не получается справиться в процессе практики, следует прекратить занятие и выяснить, что в организме сигнализирует об этом.
Не менее важное значение для качественной практики имеет изначально самая комфортная поза, которую можно принять в окружающей обстановке (подушки, стулья, стена, подкладки под колени, свернутое одеяло итп). Для людей с ограничениями по здоровью эти условия нужно продумать заранее.
Все это будет способствовать лучшей обучаемости и внедрению практики в жизнь.